|
Решение нестандартных правовых ситуаций в страховой
деятельности
В этом разделе сайта мы будем знакомить страховщиков с особенностями решения
нестандартных правовых ситуаций в страховой деятельности.
Сложные правовые ситуации характерны для каждой страховой компании. Незнание
приемов и правовых способов их разрешения приводит к конфликтным ситуациям,
негативной информации в СМИ и сложным судебным процессам.
Полную информацию о решении нестандартных правовых ситуаций в страховой
деятельности Вы можете найти в пособии «Решение нестандартных правовых ситуаций
в страховой деятельности», автор к.ю.н. Алгазин А.И.
Решение нестандартных правовых ситуаций в страховой деятельности.
Страховая деятельность неизбежно связана с возникновением различного рода вопросов,
от решения которых зависят дальнейшие взаимоотношения между страхователем и
страховщиком.
Проблема существования указанных вопросов, нередко, обусловлена следующими
причинами:
- сложность страховых правоотношений;
- неоднозначность трактовки ряда правовых терминов в страховании;
- уникальность каждого конкретного страхового случая;
- необходимость участия экспертов для разрешения ряда специфических вопросов;
- объемный перечень обязанностей страхователя, застрахованного, выгодоприобретателя,
страховщика;
- вовлечение в страховые правоотношения большого количества субъектов;
- отсутствие единого подхода по оформлению доказательств страховых случаев;
- противоречивая практика урегулирования правовых споров и другие.
Нередко возникают правовые ситуации, которые приводят к конфликтам между страховщиком
и страхователем, выливаются в длительные судебные процессы, обвинительные статьи в
СМИ и общее негативное отношение к страхованию.
Подобное положение требует тонкого и внимательного подхода страховщика к
урегулированию сложных правовых конфликтов на основе изучения специфики их
возникновения, развития и применения приемов успешного разрешения указанных
ситуаций.
Типы конфликтных ситуаций.
Можно выделить следующие конфликтные ситуации:
- страхователь считает, что процесс выплаты искусственно затягивается.
- страхователь считает, что страховщик что-то скрывает.
- страхователь считает, что его мнение игнорируют.
- страхователь считает, что страховщик ищет любой повод для отказа.
- страхователь считает, что смысл работы данного страховщика в том, чтобы
собирать взносы и не платить по страховым случаям.
Причинами такого мнения, как правило, являются:
- отсутствия четкого представления о решении по конкретному случаю у самого
страховщика;
- неумение объяснить сложность ситуации страхователю;
- отсутствие у страхователя информации о том, что его случай является действительно
сложным;
- отсутствие специально подготовленных материалов для таких случаев с разъяснением
сложности ситуации прав и обязанностей сторон;
- страхователь был введен в заблуждение лицом, заключавшим с ним договор.
Для того, чтобы минимизировать число конфликтных ситуаций, возникающих у страховщика,
следует осуществить необходимый алгоритм действий по анализу существующей ситуации.
Такого рода мониторинг правовых конфликтов должен включать следующие этапы
анализа:
- дата возникновения правового спора;
- этап, на котором возник спор (сбор документов по страховому случаю, истребование
материалов у страхователя, оценка ущерба и др.);
- суть конфликтной ситуации (завышение ущерба страхователем, некорректная оценка
ущерба экспертом, конфликт между участниками страхового случая, сложность самого
страхового случая, неурегулированность вопроса в Правилах страхования или
подзаконных актах, некомпетентность «компетентных» органов и др.);
- чьи действия являются причиной конфликта;
- имели ли место некорректные действия представителей страховщика, которые
привели к конфликту;
- что можно было бы сделать для избежания конфликта;
- ожидаемый исход дела;
- кто представляет интересы страхователя (адвокат, юридическая фирма);
- прогнозируемый ущерб для страховщика в результате конфликта;
- положительные результаты, которые снизили ущерб от конфликта.
|
|
|