Сайт посвященный
страховому мошенничеству
Подписка на
сборник АнтиОбман
Поиск
на сайте
Реклама в
АнтиОбмане

Новости страхового права
Мероприятия
Центр страхового права
Программа «Индикатор-ДТП»
Эксперты сайта
Обман страховщиков
Обман страхователей
Мошенничество за рубежом
Разоблачение обмана
Защита прав водителя
Претензии и судебные иски
Споры по ОСАГО
Криминальный талант
Розыск и расследование
Экспертизы и исследования
Обучение и тренинги
Нормативные акты

Заказать:

Заказать юридические услуги
Заказать литературу
Заказать «Индикатор-ДТП»
Заказать обучающие материалы

Подписка

на новости компании
Укажите ваш e-mail:
Укажите ваш статус:
Страховая компания
Частное лицо

Внимание, отказаться от рассылки вы сможете в любое время

Споры по ОСАГО


к оглавлению

Памятка для автолюбителей «Действия водителя после ДТП»

Сегодня знать свои обязанности и права на случай ДТП должен каждый водитель. От этого зависит ни только то, привлекут ли водителя к административной или уголовной ответственности, но и то, сможет ли водитель реализовать свое право на возмещение ущерба, причиненного автомобилю и вреда, причиненного здоровью. Тем более, что Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусматривает возмещение вреда в случаях ДТП. Однако вред может быть возмещен только при условии соблюдения водителем ряда Правил. Рассмотрим некоторые из них.


Правило первое:
Фиксируйте обстоятельства ДТП.

В ДТП, как и в другой сложной жизненной ситуации, выигрывает тот, кто сохраняет спокойствие и трезвый ум. Поэтому, после ДТП вы должны записать Ф.И.О. второго участника, номер, модель и цвет его автомобиля.

Обратите внимание на особенности участка дороги, где произошло ДТП, наличие дорожных знаков, разметки, состояние дорожного покрытия. Кроме того, отметьте следы ДТП: тормозной путь, следы осыпи, осколки стекол, частей автомобиля. Запишите имена, адреса и телефоны свидетелей ДТП. Внимательно осмотрите транспортное средство второго участника ДТП, для того чтобы на вас «не повесили» старые повреждения автомобиля от прошлых аварий. Лучше, чтобы в автомобиле всегда находился фотоаппарат для фиксации обстановки ДТП, на крайний случай может пригодиться сотовый телефон со встроенным цифровым фотоаппаратом.

Пример: В Центр страхового права обратился гражданин С., который стал участником ДТП. Как объяснил С. сразу после аварии, в которой была явная вина другого водителя на место, по звонку последнего съехалась «группа поддержки» и стала убеждать невиновного в том, что на самом деле он виноват. Ситуацию спас знакомый С., который прибыл на место ДТП с фотоаппаратом и сделал несколько снимков расположения автомобилей. В ходе последующего судебного разбирательства данные фотографии позволили экспертам-автотехникам определить реального виновника ДТП. Потерпевший получил заслуженную компенсацию от страховой компании.


Правило второе:
Контролируйте правильность действий сотрудника ГИБДД.

Это правило означает, что вы должны, не стесняясь, принимать активное участие в осмотре места ДТП и оформлении необходимых документов. Прежде всего, следите за правильностью фиксации всех следов на месте ДТП и проводимых замеров. От этого напрямую зависит, кто будет признан виновным в ДТП. Не подписывайте пустые бланки схемы ДТП или объяснений!

В объяснении вы должны зафиксировать обстоятельства ДТП, если за вас объяснение написал сотрудник ГИБДД, проверьте, правильно ли отражены в объяснении обстоятельства происшествия.

Пример: В Центр страхового права обратилась гражданка К.. Она пояснила, что на управляя автомобилем ВАЗ, на ул. Б. Хмельницкого столкнулась с грузовиком. Водитель грузовика был явно виноват в ДТП. Направление движения его автомобиля и силу удара показывало отлетевшее в сторону зеркало автомобиля ВАЗ. Однако, сотрудники ГИБДД не отразили в схеме ДТП лежавшее на проезжей части зеркало. Поэтому понадобилось привлечение экспертов и долгое судебное заседание для того, чтобы доказать невиновность К.


Правило третье:
Не признавайте свою вину в ДТП, если вы не виноваты.

Надо запомнить, что вину в ДТП устанавливает только суд. Однако, сотрудники ГИБДД на месте составляют протокол в отношении лица, нарушившего ПДД. Впоследствии после производства по административному материалу инспектор ГИБДД выносит решение о привлечении лица к административной ответственности. От составления этих двух документов зависит вопрос о выплате страхового возмещения пострадавшей стороне. Если виноват в ДТП второй участник, у вас есть все основания на получение страховой выплаты по его полису страхования гражданской ответственности.

Имел место случай, когда некий гражданин по договоренности с виновником ДТП поменял его вину на свою, для того, чтобы разделить с виновником сумму страхового возмещения. Для этого даже состоялся судебный процесс с признанием вины. Однако страховая компания установила реального виновника.


Правило четвертое:
Узнайте, где застрахован второй участник ДТП.

Для того, чтобы рассчитывать на получение страховки по ОСАГО, вы должны знать страховую компанию виновника, чтобы обратиться туда с заявлением о страховом случае. Для этого, вы должны узнать, где застрахован виновник. Помните, что каждый водитель должен возить с собой страховой полис ОСАГО (за отсутствие полиса полагается штраф), поэтому потребуйте полис для ознакомления. При отказе показать полис, обратитесь к сотрудникам ГИБДД для установления факта наличия полиса у виновника ДТП.

При предъявлении полиса обязательно запишите: название и адрес страховой компании, номер и серию полиса, дату выдачи, адрес и телефоны страховой компании, фамилию представителя компании, подписавшего полис, Ф.И.О. лиц, вписанных в полис. Если у водителя нет полиса, запишите номер «стикера» — наклейки на лобовом стекле, которая свидетельствует о выдаче полиса ОСАГО.

Пример: Очень распространенной ошибкой водителей является то, что участники ДТП не пытаются узнать о наличии страховки, а если узнают, то не смотрят документы, а верят на слово. В подобной ситуации, особенно если второй участник ДТП проживает в другом регионе, шансы получить страховку практически равны нулю.


Правило пятое:
Обратитесь в страховую компанию.

Если виноваты не вы, то страховая компания виновника должна возместить вам ущерб. Для этого вам лучше незамедлительно после ДТП обратиться в ближайший филиал этой страховой компании и подготовить документы, предусмотренные Правилами обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (заявление о страховом событии, извещение о ДТП, справку о ДТП и др.). Страховая компания обязана организовать оценку ущерба от ДТП, но если этого не произошло по истечении 5 дней после вашего заявления в страховую компанию, вы имеете полное право провести оценку самостоятельно.

Сделайте копии всех представленных документов и получите у сотрудника страховой компании подтверждение того, что все документы он от вас принял.

Законом предусмотрен срок страховой выплаты по ОСАГО — всего 18 дней, если этот срок нарушен, можете смело обращаться в суд.

Пример: Некоторые страховые компании и сотрудники ГИБДД взяли за правило отправлять потерпевших по всем инстанциям и требовать предоставления самых немыслимых документов, кстати, не предусмотренных Законом и Правилами об ОСАГО. В практике специалистов Центра страхового права имел место случай, когда сотрудник ГИБДД посоветовал потерпевшему обратиться за выплатой по ОСАГО в его же страховую компанию, при этом, пояснив, что сначала нужно дождаться окончания дознания пол делу. Подобное некомпетентное консультирование привело к тому, что потерпевший нарушил сроки подачи заявления о страховом событии, а все документы представил совершенно в другую компанию.

Еще один пример. Одна из омских страховых компаний, являясь одновременно представителем другой страховой компании, расположенной на севере, посоветовала потерпевшему обратиться в город Ханты-Мансийск. Между тем, закон позволяет обращаться с заявлением в ближайшее представительство страховой компании.


Правило шестое:
Обращайтесь за помощью к юристам.

К сожалению, редкое ДТП заканчивается благополучно, без споров с виновниками или страховой компанией. Как правило, возникает обратная ситуация — потерпевший ходит по замкнутому кругу: виновник — ГИБДД — страховая компания и везде получает «от ворот поворот». Проблема в том, что большинство автомобилистов пытается решить проблемы самостоятельно, не зная сложной системы административного производства, оценки стоимости ремонта, страхового дела и множества других правовых вопросов. Расплата за самонадеянность — потерянное время, нервы и деньги.

Проблемы автомобилиста могут решить только опытные юристы — специалисты по ДТП и страховым спорам.


Советы автолюбителям
(по материалам Учреждения Центр независимой экспертизы на автомобильном транспорте «ЦНЭАТ»)
  • не смещайте свою автомашину с места, как бы Вас об этом не просили;
  • сразу запишите номера автомашин, свидетелей (позже все могут разъехаться);
  • примите все меры к сохранению следов на месте ДТП, организуйте объезд следов, накройте от осадков и т.д.;
  • позвоните в Скорую помощь, ГАИ и в свою страховую компанию;
  • окажите первую медицинскую помощь и организуйте отправку раненых в медицинское учреждение (по возможности не на своей автомашине см. пункт 1);
  • сообщите знакомым, чтобы они приехали с фотоаппаратом и все сфотографировали (информация о применении фотосъемки должна быть отражена в протоколе осмотра);
  • что должно быть отражено в протоколе:

Протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия состоит из трех частей: вводной, описательной и заключительной.
  1. Вводная часть: Основные данные, участники и т.д.

  2. В описательной части протокола указываются:
    • место происшествия (название шоссе, улицы, километр, номер дома, расстояние от угла этого дома или другого предмета);
    • ближайшие объекты, имеющие значение для выяснения обстоятельств происшествия (перекрестки, дорожные знаки, трамвайные пути, переходы, остановки общественного транспорта, стоящий на проезжей части транспорт, деревья и другие объекты, ограничивающие видимость, и т.п.);
    • характеристика пути: ширина проезжей части, количество полос движения, тип покрытия, состояние покрытия, план и профиль (прямой участок, поворот, подъем, спуск), дефекты покрытия, дорожные знаки и указатели;
    • состояние погоды в момент осмотра (ясно, пасмурно, дождь, снегопад, туман) и видимость пути в метрах;
    • состояние освещения;
    • тип, марка, модель, номерной знак, место расположения и другие данные, относящиеся к транспортному средству (если оно отсутствует, то после обнаружения составляется отдельный протокол);
    • местоположение и поза пострадавшего (обозначаются перед отправкой, переносом).

    Следы и другие вещественные доказательства (вид, расположение, длина, ширина, начало, конец, форма, цвет):
    • осыпь грунта;
    • осыпь лакокрасочного покрытия с обоих автомобилей;
    • россыпь осколков осветительных приборов и других деталей;
    • расположение и характер следов транспортных средств на дороге (при описании следов торможения необходимо указывать какие участки следа проходят по льду, асфальту, грязи и т.д.);
    • следов деталей транспортных средств, поврежденных при ДТП;
    • следов на транспортных средствах;
    • следов обуви, одежды, крови пострадавших;
    • предметов и веществ, отделившихся от транспортных средств;
    • вещей пострадавших;
    • положения транспортных средств на месте ДТП.

    При осмотре транспортного средства, необходимо в протоколе зафиксировать:
    • загрузку автомобиля (для легковых — количество пассажиров и груза; для грузовых — количество (объем, масса) груза и какого груза);
    • описать повреждения автомашин и груза;
    • зафиксировать, в каких положениях находятся переключатели осветительных приборов, коробки передач, поворот руля и т.д.;
    • проверить исправность рулевого механизма и тормозной системы.

    При установлении в ходе осмотра данных о дорожной обстановке определяется и фиксируется следующее:
    • видимость и обзорность дороги со стороны движения каждого из водителей (очень важно для определения «момента опасности»);
    • интенсивность и характер движения других транспортных средств и пешеходов;
    • наличие неподвижных препятствий;
    • наличие дорожных знаков, их расположение и видимость, при движении транспортного средства, зона их действия, перекрытие (маскировка) рекламой;
    • ориентация дороги по сторонам света и по отношению к населенным пунктам;
    • ширина проезжей части, правой и левой обочин;
    • состояние обочин;
    • количество полос и рядность движения, разметка проезжей части;
    • форма перекрестка, его размеры, значимость дорог;
    • наличие и характеристика кюветов, газонов, бордюрных камней, тротуаров, пешеходных дорожек и т.д.;
    • наличие светофорных установок и цикл их работы по секундомеру.

    При изучении дорожных условий фиксируются:
    • тип покрытия проезжей части (асфальт, бетон, грунт и т.д.);
    • качество покрытия (ровная поверхность, наличие выбоин или других дефектов, их расположение);
    • состояние покрытия (сухое, мокрое, гололед и т.п.);
    • наличие наслоений на дорожном покрытии (грязь, песок, гравий, масло и т.п.);
    • уклон дороги — продольный и поперечный (в градусах);
    • криволинейность дороги и радиусы закруглений.

    При описании предметы должны быть ориентированы по направлению движения транспортного средства (например, с правой стороны по ходу движения).

    Если на месте происшествия нет следов торможения, столкновения транспортных средств или следов крови при наезде на человека, а также если вблизи места происшествия нет пешеходных дорожек, дорожных знаков, остановок общественного транспорта, то эти обстоятельства должны быть специально оговорены в протоколе. Отсутствие таких записей может вызвать сомнение: либо указанных следов, пешеходных дорожек, дорожных знаков и т.п. вблизи места происшествия вообще не было, либо на них не обратили внимания при осмотре.

    Описательная часть протокола должна содержать объективные и полные данные о происшествии, так как в процессе осмотра не всегда бывает ясно, какие обстоятельства, следы и вещественные доказательства могут сыграть решающую роль. Необходимо отразить все следы, характеризующие движение транспортных средств, а также связанные с действиями водителей и пострадавших.

  3. В заключительной части протокола указывается:
    • какие следы и другие вещественные доказательства изъяты;
    • какими способами изымались следы и фиксировалась обстановка места происшествия;
    • какие заявления поступили от участников осмотра.

    Здесь вы можете указать на то, что по Вашему мнению не учтено при составлении протокола. При осмотре места происшествия вы юридически равны с сотрудником ГАИ, следователем и т.д. Ваше мнение должно быть учтено и Вы на этом должны настаивать.
К протоколу прилагаются выполненные при производстве осмотра фотографические снимки и негативы, кинопленки, видеокассеты, планы, схемы, слепки и оттиски следов.

Необходимо указать в протоколе, что применялась фотосъемка с помощью например: цифрового фотоаппарата Сasio или фотоаппарата Зенит 122, пленка 64 ед. естественное освещение, объектив МИР-1.

Фототаблица (фотографии) высылается по адресу лица, производящего дознание, административное расследование. Как правило, это лицо в момент осмотра неизвестно и записываете только адрес и данные начальника отдела.

Пример: Начальнику отдела дознания Промышленного РУВД 443087 ул. Калинина 13А.

Схема места происшествия. На схеме должны быть указаны: дорога, улица, расположение и направление движения транспортных средств; место наезда, столкновения, опрокидывания и т.п. местонахождение пострадавших; следы и другие вещественные доказательства. Все, что отмечено на схеме, должно быть отражено в протоколе осмотра.

Схему места происшествия целесообразно вычерчивать примерно в масштабах 1:50; 1:100; 1:200. Если есть необходимость, она ориентируется по странам света. Все надписи выполняются так, чтобы их можно было читать, не поворачивая схемы.

Особое внимание обращается на точность вычерчивания радиуса поворотов дороги (улицы), углов пересечения улиц и дорог, указания расположения дорожных знаков, указателей, светофоров, светильников, границ проезжей части, тротуаров, пешеходных переходов.

Схема составляется в вертикальной проекции (в плане). Допускается нанесение отдельных предметов (мачт освещения, деревьев и т.п.) в вертикальной проекции, если это не мешает другим деталям схемы. Нанося на схему транспортные средства, в их длину и ширину необходимо включать выступающие за их габариты грузы.

Если на месте происшествия обнаружено много вещественных доказательств, их контуры следует вычертить на отдельном листе или вынести (в большем масштабе) за пределы места происшествия, обозначенного на схеме. В ряде случаев для облегчения составления схемы целесообразно использовать нумерацию изображенных предметов. На схеме указываются необходимые размеры: ширина проезжей части, обочин, тротуаров, пешеходных переходов; расстояние между выбранной неподвижной точкой и отдельными следами, вещественными доказательствами, транспортными средствами и пострадавшими; длина отдельных следов (например, следов торможения, осыпи грунта) и т.д.

Обратите внимание на состояние водителя, с которым произошло ДТП. Сейчас широкое распространение получили наркотики. Возможно проведение простейшего теста, а именно посветить фонариком в глаза человека. У человека в нормальном состоянии зрачки реагируют на свет сужением. Отсутствие реакции или она замедленная, расширенные или суженные зрачки может служить сигналом к обязательной проверке в медицинском учреждении на содержание алкоголя или наркотиков в организме водителя.

Сотрудники ГИБДД обязаны проверить исправность рулевой и тормозной систем автомашины при осмотре места происшествия. Результат проверки отражается в протоколе. Если вы подозреваете, что ДТП произошло в результате неисправности автомашины, а выявить неисправности на месте невозможно, то необходимо поставить автомашину на штрафную стоянку — под охрану МВД, для дальнейшего осмотра в присутствии специалистов, которых Вы сможете собрать не сразу, а спустя время.

к оглавлению
вверх

Сборник методик "Противодействие страховому мошенничеству"
Комплект обучающих материалов "ПРОФИ"
Электронный журнал "АнтиОбман"
Росгосстрах - Все правильно сделал!
"Деловой формат"
Сибирское страхование
Медиа Информационная Группа - "Страхование сегодня"
Оговорки
Новости страхового праваМероприятияОбман страховщиков
Обман страхователейМошенничество за рубежомРазоблачение обмана
Защита прав водителяПретензии и судебные искиСпоры по ОСАГО
Криминальный талантЭкспертизы и исследованияНормативные акты
© Алгазин A. И., 2004-2010   Разработка Skylined
Страховой каталог INS.ORG.RU