Сайт посвященный
страховому мошенничеству
Подписка на
сборник АнтиОбман
Поиск
на сайте
Реклама в
АнтиОбмане

Новости страхового права
Мероприятия
Центр страхового права
Программа «Индикатор-ДТП»
Эксперты сайта
Обман страховщиков
Обман страхователей
Мошенничество за рубежом
Разоблачение обмана
Защита прав водителя
Претензии и судебные иски
Споры по ОСАГО
Криминальный талант
Розыск и расследование
Экспертизы и исследования
Обучение и тренинги
Нормативные акты

Заказать:

Заказать юридические услуги
Заказать литературу
Заказать «Индикатор-ДТП»
Заказать обучающие материалы

Подписка

на новости компании
Укажите ваш e-mail:
Укажите ваш статус:
Страховая компания
Частное лицо

Внимание, отказаться от рассылки вы сможете в любое время

Розыск и расследование


к оглавлению

Тактика проведения опроса

В этом разделе сайта мы будем знакомить страховщиков с тактикой проведения опроса при расследовании различных страховых событий.

Опрос — важное мероприятие, которое позволяет получить информацию об истинных обстоятельствах страхового события и обнаружить признаки страхового мошенничества.

Полную информацию о тактике проведения опроса по различным страховым случаям Вы можете найти в пособии «Методические рекомендации по проведении опроса при расследовании страховых событий», автор к.ю.н. Алгазин А.И.

Более подробная информация о приобретении материалов и проведении практических семинаров по интересующей тематике в разделе сайта «Методические материалы, пособия».

Тактика опроса свидетелей.

В зависимости от способа страхового мошенничества, вида страхования и страхового события в указанную категорию субъектов могут входить самые различные лица. Поэтому представляется более предпочтительным разделить данных участников опроса на группы. Помимо таких категорий, как родственники, знакомые, сослуживцы мошенника, представители учреждений и организаций, в данную группу входят лица, которые стали свидетелями (очевидцами) мошенничества или могут сообщить важную информацию.

Эти лица могут иметь отношение к:
  • объекту страхования;
  • местам нахождения (хранения) застрахованного имущества или его частей, заключения договора страхования, приобретения имущества, инсценировки страхового события;
  • обстоятельствам приобретения, подбора предметов и документов, используемых для инсценировки страхового события, а также реализации (повреждения, уничтожения застрахованного имущества);
  • другим обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Например, для проверки информации о том, действительно ли застрахованное имущество находилось в том месте и в том количестве, о котором говорит страхователь, целесообразно опросить следующие категории лиц: уборщиц, сторожей, грузчиков, электриков, трубопроводчиков, клиентов данной фирмы, посетителей, сотрудников страховой компании.

Опрос указанных категорий субъектов, как и других лиц, должен производиться с учетом специфики совершения рассматриваемых преступлений, их криминалистической характеристики. Так, при опросе сотрудников страховой компании необходимо знать и использовать следующие особенности поведения мошенников при заключении договора страхования:
  • во всем «идут навстречу» страховому агенту: предоставляют без промедления необходимые документы, транспортное средство для прибытия к месту осмотра имущества, подлежащего страхованию;
  • иногда слишком нарочито предъявляют имущество для осмотра, показывая каждую вещь, либо наоборот, всячески стараются уклониться от осмотра имущества страховым агентом, ограничиваясь предъявлением документов, подтверждающих право собственности на имущество, а также списков имущества, подлежащего страхованию;
  • мошенники, планирующие совершение обмана страховой компании, когда договор страхования уже действует (или срок договора истекает),сами находят страхового агента и предлагают «достраховаться« на более крупную сумму либо продлить срок действия договора. Как правило, перед совершением действий по обману страховой компании, связываются со страховым агентом и уточняют срок действия договора страхования и сумму страховки;
  • при заключении договора страхования мошенники ведут себя неестественно: желают во всем угодить страховому агенту, «в шутку» спрашивают о возможности обмана страховой компании, создают ауру дружелюбия; в словах, действиях угадывается плохо скрываемая нервозность, а после заключения договора страхования — заметное облегчение;
  • мошенники интересуются, можно ли изменить число, которым датируется договор страхования, застраховать уже наступившие убытки «задним числом», при каких условиях последует отказ в выплате либо расторжение договора страхования;
  • страхователи-мошенники могут показывать явное негативное отношение к деятельности страховой компании, жаловаться на неоправданно большие взносы и на отсутствие денег; иногда апеллируют к чувству жалости страхового агента, сообщая ему о своих бедах и материальных трудностях, намекая о желании воспользоваться получением страховой выплаты для решения указанных проблем.
В соответствии с подобными типичными признаками поведения клиентов-мошенников нужно сформулировать вопросы сотрудникам страховыхотделов, где был заключен договор страхования:
  • предлагал ли страхователь сам заключить договор страхования (так называемая «инициативная страховка»);
  • отказывался ли от льготных условий оплаты страховых взносов по частям;
  • проявлял ли страхователь собственную информированность относительно знаний правил и условий страхования;
  • настаивал ли на заключении договора страхования от конкретного риска;
  • интересуется ли практикой и частотой страховых выплат;
  • располагал ли он именно той суммой, которая необходима для уплаты страховых взносов;
  • как складывались отношения между страховым агентом и страхователем;
  • каким образом проходил осмотр имущества, подлежащего страхованию;
  • когда был заключен (изменен) договор страхования;
  • как вел себя страхователь при заключении договора страхования.
В качестве тактических приемов оказания помощи свидетелю в припоминании «забытых» им фактов можно назвать следующие:
  • постановка вопросов, активизирующих у свидетеля ассоциативные связи;
  • предъявление свидетелю различных объектов, способствующих оживлению памяти и активизации ассоциативных связей.


к оглавлению
вверх
Сборник методик "Противодействие страховому мошенничеству"
Комплект обучающих материалов "ПРОФИ"
Электронный журнал "АнтиОбман"
Росгосстрах - Все правильно сделал!
"Деловой формат"
Сибирское страхование
Медиа Информационная Группа - "Страхование сегодня"
Оговорки
Новости страхового праваМероприятияОбман страховщиков
Обман страхователейМошенничество за рубежомРазоблачение обмана
Защита прав водителяПретензии и судебные искиСпоры по ОСАГО
Криминальный талантЭкспертизы и исследованияНормативные акты
© Алгазин A. И., 2004-2010   Разработка Skylined
Страховой каталог INS.ORG.RU