
|

Тактика проведения опроса
В этом разделе сайта мы будем знакомить страховщиков с тактикой
проведения опроса при расследовании различных страховых событий.
Опрос — важное мероприятие, которое позволяет получить информацию
об истинных обстоятельствах страхового события и обнаружить признаки
страхового мошенничества.
Полную информацию о тактике проведения опроса по различным страховым
случаям Вы можете найти в пособии «Методические рекомендации по
проведении опроса при расследовании страховых событий»,
автор к.ю.н. Алгазин А.И.
Тактика опроса свидетелей.
В зависимости от способа страхового мошенничества, вида страхования и
страхового события в указанную категорию субъектов могут входить самые
различные лица. Поэтому представляется более предпочтительным разделить
данных участников опроса на группы. Помимо таких категорий, как
родственники, знакомые, сослуживцы мошенника, представители учреждений
и организаций, в данную группу входят лица, которые стали свидетелями
(очевидцами) мошенничества или могут сообщить важную информацию.
Эти лица могут иметь отношение к:
- объекту страхования;
- местам нахождения (хранения) застрахованного имущества или его
частей, заключения договора страхования, приобретения имущества,
инсценировки страхового события;
- обстоятельствам приобретения, подбора предметов и документов,
используемых для инсценировки страхового события, а также
реализации (повреждения, уничтожения застрахованного
имущества);
- другим обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Например, для проверки информации о том, действительно ли застрахованное
имущество находилось в том месте и в том количестве, о котором говорит
страхователь, целесообразно опросить следующие категории лиц: уборщиц,
сторожей, грузчиков, электриков, трубопроводчиков, клиентов данной фирмы,
посетителей, сотрудников страховой компании.
Опрос указанных категорий субъектов, как и других лиц, должен производиться
с учетом специфики совершения рассматриваемых преступлений, их
криминалистической характеристики. Так, при опросе сотрудников
страховой компании необходимо знать и использовать следующие особенности
поведения мошенников при заключении договора страхования:
- во всем «идут навстречу» страховому агенту: предоставляют
без промедления необходимые документы, транспортное средство для
прибытия к месту осмотра имущества, подлежащего страхованию;
- иногда слишком нарочито предъявляют имущество для осмотра, показывая
каждую вещь, либо наоборот, всячески стараются уклониться от осмотра
имущества страховым агентом, ограничиваясь предъявлением документов,
подтверждающих право собственности на имущество, а также списков
имущества, подлежащего страхованию;
- мошенники, планирующие совершение обмана страховой компании, когда
договор страхования уже действует (или срок договора истекает),сами
находят страхового агента и предлагают «достраховаться« на
более крупную сумму либо продлить срок действия договора. Как правило,
перед совершением действий по обману страховой компании, связываются со
страховым агентом и уточняют срок действия договора страхования и
сумму страховки;
- при заключении договора страхования мошенники ведут себя неестественно:
желают во всем угодить страховому агенту, «в шутку» спрашивают
о возможности обмана страховой компании, создают ауру дружелюбия; в словах,
действиях угадывается плохо скрываемая нервозность, а после заключения
договора страхования — заметное облегчение;
- мошенники интересуются, можно ли изменить число, которым датируется
договор страхования, застраховать уже наступившие убытки «задним
числом», при каких условиях последует отказ в выплате либо
расторжение договора страхования;
- страхователи-мошенники могут показывать явное негативное отношение к
деятельности страховой компании, жаловаться на неоправданно большие
взносы и на отсутствие денег; иногда апеллируют к чувству жалости
страхового агента, сообщая ему о своих бедах и материальных трудностях,
намекая о желании воспользоваться получением страховой выплаты для
решения указанных проблем.
В соответствии с подобными типичными признаками поведения клиентов-мошенников
нужно сформулировать вопросы сотрудникам страховыхотделов, где был заключен
договор страхования:
- предлагал ли страхователь сам заключить договор страхования (так
называемая «инициативная страховка»);
- отказывался ли от льготных условий оплаты страховых взносов по
частям;
- проявлял ли страхователь собственную информированность относительно
знаний правил и условий страхования;
- настаивал ли на заключении договора страхования от конкретного
риска;
- интересуется ли практикой и частотой страховых выплат;
- располагал ли он именно той суммой, которая необходима для уплаты
страховых взносов;
- как складывались отношения между страховым агентом и страхователем;
- каким образом проходил осмотр имущества, подлежащего страхованию;
- когда был заключен (изменен) договор страхования;
- как вел себя страхователь при заключении договора страхования.
В качестве тактических приемов оказания помощи свидетелю в припоминании
«забытых» им фактов можно назвать следующие:
- постановка вопросов, активизирующих у свидетеля ассоциативные связи;
- предъявление свидетелю различных объектов, способствующих оживлению памяти
и активизации ассоциативных связей.
|