Сайт посвященный
страховому мошенничеству
Подписка на
сборник АнтиОбман
Поиск
на сайте
Реклама в
АнтиОбмане

Новости страхового права
Мероприятия
Центр страхового права
Программа «Индикатор-ДТП»
Эксперты сайта
Обман страховщиков
Обман страхователей
Мошенничество за рубежом
Разоблачение обмана
Защита прав водителя
Претензии и судебные иски
Споры по ОСАГО
Криминальный талант
Розыск и расследование
Экспертизы и исследования
Обучение и тренинги
Нормативные акты

Заказать:

Заказать юридические услуги
Заказать литературу
Заказать «Индикатор-ДТП»
Заказать обучающие материалы

Подписка

на новости компании
Укажите ваш e-mail:
Укажите ваш статус:
Страховая компания
Частное лицо

Внимание, отказаться от рассылки вы сможете в любое время

Как обманывают страхователей


к оглавлению

Возмещение УТС


В Гражданском Кодексе закреплено общее правило, согласно которому объем возмещения вреда, причиненного потерпевшему, должен быть полным.

Это означает, что потерпевшему должны быть возмещены (ст.15 ГК РФ):

  • реальный ущерб
  • и неполученные доходы (упущенная выгода).

    Реальный ущерб - это расходы, которые потерпевший произвел или должен будет произвести. Реальный ущерб может быть выражен утратой или повреждением имущества потерпевшего (автомобиля, багажа и др.), а также дополнительными расходами, которые потерпевший несет в связи с повреждением здоровья (расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход и др.).

    Неполученные доходы (упущенная выгода) - это доходы, которые потерпевший получил бы, если бы не попал в ДТП.

    Позиция страховщиков основывается на том, что к неполученным доходам, упущенной выгоде, следует относить утрату товарной стоимости транспортного средства. Выплатив УТС, нельзя привести автомобиль в первоначальное состояние, и потому УТС - это убытки владельца, которые он несет при продаже данного автомобиля. После любого, даже дорогостоящего ремонта автомобиль будет продан дешевле. Изменение (уменьшение) его цены и означает УТС. Поскольку в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (п.п.б п. 2 ст. 6) возникновение обязанности по возмещению упущенной выгоды не относится к страховым случаям, то и возмещение утраты товарной стоимости транспортного средства за счет страховой выплаты не производится.

    Прямо противоположная точка зрения по данному вопросу основывается на определении утраты товарной стоимости как реального ущерба в сфере имущественных интересов владельца транспортного средства, так как в результате повреждения и последующих воздействий ремонтных работ ухудшается внешний вид автомобиля, снижается срок службы деталей и т.п. К тому же совершенно необязательно, чтобы после осуществления ремонта владелец заключал договор купли-продажи в отношении этого транспортного средства. При осуществлении в дальнейшем эксплуатации автомобиля владелец будет нести убытки, связанные с ухудшением его эксплуатационных свойств.

    Утрата товарной стоимости транспортного средства в результате проведения его восстановительного ремонта после аварийного повреждения обусловлена возможным ухудшением внешнего вида транспортного средства, снижением прочностных параметров его отдельных деталей, узлов и агрегатов, повреждением защитных покрытий и использованием деталей, находившихся в эксплуатации либо подвергнувшихся восстановлению. Данный вывод подтверждается нормативными документами, такими, как Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ", и руководящим документом, в соответствии с которым эксперт дает заключение об УТС (РД-015-98). Таким образом, если владелец транспортного средства не имел намерений продать данное транспортное средство на момент наступления страхового случая, то УТС - не что иное, как "утрата или повреждение его имущества" то есть реальный ущерб, который подлежит возмещению по договору ОСАГО.

    Следует учесть также следующее правило: утрата товарной стоимости транспортного средства в результате аварийного повреждения и последующих ремонтных воздействий определяется при его предъявлении в поврежденном виде, то есть до его восстановления. Однако в порядке исключения по запросам заинтересованных организаций УТС может быть определена после восстановления транспортного средства без его предъявления (осмотра). Для этого обязательно должны быть представлены документы, характеризующие техническое состояние транспортного средства перед аварией, характер повреждения деталей, способ и виды ремонтных воздействий по устранению последствий рассматриваемой аварии.

    УТС автотранспортного средства не начисляется в следующих случаях:

  • если на день осмотра величина износа транспортного средства составляет более 40% или срок эксплуатации превышает 5 лет;
  • если оно ранее полностью перекрашивалось (для автомобиля, автобуса и прицепа-дачи полная окраска снаружи и внутри салона);
  • если поврежденные элементы (детали) имеют следы предыдущих аварий (ремонтных воздействий), коррозионные разрушения.

    В соответствии с Правилами организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору ОСАГО владельцев транспортного средства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. №238, целью проведения независимой технической экспертизы является установление следующих обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения:

  • наличие и характер технических повреждений транспортного средства;
  • причины возникновения технических повреждений транспортного средства;
  • технология, объем и стоимость ремонта транспортного средства.

    Представляется необходимым дополнить данный перечень указанием на определение УТС, если срок эксплуатации транспортного средства не превышает двух лет.

    В том случае, если имущественный ущерб причинен повреждением зданий, сооружений, иного имущества физических и юридических лиц, размер страховой выплаты определяется с учетом расходов на материалы, необходимые для ремонта; расходов на оплату работ по ремонту; расходов по доставке материалов и запасных частей к месту ремонта; расходов по доставке имущества к месту ремонта и обратно; расходов по доставке ремонтных бригад к месту ремонта и обратно. Стоимость независимой экспертизы (оценки), на основании которой произведена страховая выплата, также включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования. Произведенные потерпевшим расходы должны быть отражены в документах, предъявляемых страховщику для определения размера страховой выплаты.

    С момента предоставления всех документов, подтверждающих произведенные расходы, для страховщика начинается отсчет времени, по истечении которого он обязан произвести страховую выплату или же направить мотивированный отказ в полном или частичном осуществлении выплаты потерпевшему. Осуществить страховую выплату страховщик обязан, составив в течение 15 рабочих дней акт о страховом случае (п. 70 Правил ОСАГО). Следует отметить то обстоятельство, что п. 75 Правил отодвигает срок получения выплаты еще на три рабочих дня. Указание на срок, исчисляемый в рабочих днях, имеет определенное значение, так как при исчислении срока в календарных днях осуществление выплаты возможно не ранее чем через 24 дня со дня получения страховщиком всех необходимых документов.


  • к оглавлению
    вверх

    Сборник методик "Противодействие страховому мошенничеству"
    Комплект обучающих материалов "ПРОФИ"
    Электронный журнал "АнтиОбман"
    Росгосстрах - Все правильно сделал!
    "Деловой формат"
    Сибирское страхование
    Медиа Информационная Группа - "Страхование сегодня"
    Оговорки
    Новости страхового праваМероприятияОбман страховщиков
    Обман страхователейМошенничество за рубежомРазоблачение обмана
    Защита прав водителяПретензии и судебные искиСпоры по ОСАГО
    Криминальный талантЭкспертизы и исследованияНормативные акты
    © Алгазин A. И., 2004-2010   Разработка Skylined
    Страховой каталог INS.ORG.RU